Наилучший вариант - шлагбаум + камера видеонаблюдения + переговорное устройство

Часть 1. Постановка задачи

Уважаемые читатели Low-voltage BlogНачинаю новую серию статей о «прикладных» аспектах видеонаблюдения и других слаботочных системах. Сегодня поговорим о типично московской задаче, которая тем не менее становится всё актуальней и для регионов. А именно — защите дворовых территорий от сквозного проезда и парковки «чужого» транспорта.


Содержание:

1 С чем боремся? Постановка задачи
2 Правовые основы
3 Этапы согласования
4 Что хотим получить в идеале?
5 В следующей статье поговорим о…


Кому адресован этот блог и почему моему мнению можно доверять.

Мои контакты — пишите по любым интересующим вопросам, в том числе предложения о сотрудничестве.

Внимание! Статья содержит много информации и потребует время на изучение. Для удобства посетителей моего блога планируется создание видео-обзора данной темы на собственном канале youtube. Следите за новостями в блоге!


В данной статье ставим задачу защитить двор от «набегов чужаков» и планируем действия жильцов. 


1 С чем боремся? Постановка задачи

Боремся с типично московским злом, проникающим впрочем и в регионы:

  • сквозным проездом через двор в объезд пробок транспортных средств, не принадлежащих жильцам;
  • парковкой во дворе транспортных средств, не принадлежащих жильцам.
Перед футбольными матчами и прочими подобными событиями образовывались гигантские пробки.

Пробка на Ленинградском проспекте у стадиона «Динамо», 1949 год.

Реконструкция старой дорожной сети ведётся достаточно медленно, а машин становится с каждым годом всё больше и больше. Возникают заторы, т.н. «пробки». И, к сожалению, желание объехать пробку пересиливает здравый смысл автомобилистов. Водители, в нарушении ПДД, производят «сквозной» проезд через жилые дворы.

В Москве проблема резко обострилась в 2012 году, с введением платной парковки в центре. Плавное (и не очень) «расползание» платной парковки всё дальше от центра только усилило проблему.

Что же делать? 

Установить технические средства, контролирующие проезд транспорта во двор. Речь о автоматическом шлагбауме (либо альтернативе —  антивандальном шлагбаумы с приводом): системе видеонаблюдения за въездом во двор; технологическую связь с диспетчером и при необходимости — консьержем. Давайте разбираться подробней.


К сожалению просто установить шлагбаум не получится. Вернее, это будет противозаконно и повлечет за собой меры административного воздействия. Штраф за установку шлагбаума без разрешения пожарной службы обойдется физическим лицам в 1-2 тысячи рублей, а юридическим — в 120-150 тысяч рублей и повлечет за собой немедленный демонтаж шлагбаума за счет собственников жилья.

В экстренной ситуации пожарная спецтехника просто снесет незаконно установленный шлагбаум. Если при этом пожарная машина будет повреждена, пожарная служба может подать иск в суд на инициаторов установки шлагбаума. Разумеется, никакой компенсации за порчу шлагбаума жильцы не получат.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», а именно:

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 247 ГК РФ, п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом; собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленном Жилищным кодексом и гражданским законодательством РФ пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие помехи для движения. Однако поскольку придомовая территория не предназначена для сквозного проезда и не является дорогой, установка шлагбаума здесь не является нарушением ПДД. Тем не менее пакет документов, включающий решение собственников жилья об установке шлагбаума, а также документы, выданные в органах самоуправления, подать в ГИБДД все-таки необходимо.

Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией (управы района ) по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».


3 Этапы согласования

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  1. Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку.  Важно! Если предполагается, что шлагбаум будет регулировать въезд на территорию двух и более домов, то для согласования нужны протоколы собраний каждого дома. 
  2. Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (ст. 36 ЖК РФ). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  3. Знающие люди советуют на том же собрании выбрать уполномоченного, который возьмет на себя все договоренности и будет отвечать за процесс согласования шлагбаума с муниципальными властями и другими инстанциями.
  4. Деньги на установку шлагбаума можно взять из резервов ТСЖ. Если у ТСЖ нет ресурсов, или самого ТСЖ нет, а домом управляет сторонняя компания, деньги придется собирать с жильцов. Стоит отметить, что решение части собственников приравнивается к воле всех собственников. И если для принятия решения было необходимо получить 2/3 голосов и при этом голосование состоялось без нарушений — такое решение будет обязательным для всех собственников, хотя бы они и не голосовали вовсе. Поэтому кто-то из жильцов будет вынужден заплатить за шлагбаум, который ему не нужен. Можно попытаться оспорить решение собрания собственников в суде, однако это не означает, что суд в любом случае признает такое решение недействительным.
  5. Заявка на установку шлагбаума, проект-схема размещения шлагбаума (ограждения), протокол составляются в свободной форме.При составлении проекта необходимо учитывать проект межевания двора, так как внутри него могут располагаться различные организации, использующие двор для проезда к себе.Данные для проекта-схемы размещения шлагбаума ((точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума, его размерами и др.) берутся из документации о придомовой территории (кадастровый паспорт). Пока межевания придомовой земли не требуется. Далее схема направляется на согласование в ГБУ «Жилищник» для проверки границ дворовой территории.
  6. После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением.Муниципалитет, получив от жильцов дома обращение-заявку на установку шлагбаума, выдает список требований к проекту установки, а также рекомендацию проконсультироваться с юристами для правильного оформления документов. Несоблюдение требований установки шлагбаума влечет за собой отказ в разрешении на установку.В случае положительного заключения глава управы направляет проект установки шлагбаума на согласование руководителю местного муниципального собрания.Чтобы получить разрешение, жильцы должны подготовить точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума. Ограждение во дворе может быть установлено только в том случае, если жильцы обязуются организовать постоянное наблюдение за шлагбаумом и обеспечат беспрепятственный проезд пожарным, полиции, скорой помощи и аварийным службам в любое время суток. Выход в этом случае — нанять смотрящего за шлагбаумом: консьержа/охрану либо аутсорсинговую компанию.Ответственные жильцы (уполномоченный или старший по подъезду) подкрепляют обязанность обеспечить наблюдение за ограждением и допуск транспорта экстренных служб во двор 24 часа в сутки: найм аутсорсинговой компани, установка видеонаблюдения и т.п. собственными подписями.
  7. Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.

Разрешение на установку дает Муниципальный Совет депутатов. Возможный список документов на установку шлагбаума:

  1. Обращение к муниципальным депутатам
  2. Протокол общего собрания жильцов
  3. План земельного участка из ТБТИ
  4. План установки шлагбаума
  5. План парковочных мест
  6. Заявление в ГУИС о самостоятельном содержании шлагбаума жильцами дома
  7. Проект договора на установку шлагбаума
  8. Предварительное соглашение на удаленную диспетчеризацию
  9. Вид, цвет, модель, безопасное открытие шлагбаума
  10. Описание удаленной диспетчеризации и обеспечение круглосуточного доступа для спецслужб
  11. Регламент по пользованию парковкой жителей дома.

При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями. Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.

Чтобы получить разрешение, необходимо:

  1. Собрать все необходимые документы в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП.
  2. Все документы передаются в районный отдел Совета депутатов. Решение принимается на заседаниях, которые осуществляются, как правило, ежемесячно.

Разрешение либо отказ можно получить не позже месяца со дня подачи документов. Решение выдается там же, где осуществлялась подача документов.


4 Что хотим получить в идеале?

Наилучший вариант - шлагбаум + камера видеонаблюдения + переговорное устройствоЗащита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки «чужих» машин

  1. Ограничение доступа транспортных средств во двор путем установки заграждающих устройств (автоматические шлагбаумы, антивандальные шлагбаумы с приводом, автоматические откатные ворота).
  2. Видео-контроль работы шлагбаума, возможность распознать на записи номерные знаки въезжающих / выезжающих траспортных средств.
  3. Хранение и последующий экспорт видео-фрагментов происшествий (акты вандализма, записи разыскиваемых транспортных средств) для использования при расследовании этих инцидентов.
  4. Возможность удаленного управления шлагбаумом (жильцами самостоятельно, консьержем/охраной либо аутсорсинговой компанией посредством гостевых заявок на въезд чужого транспорта).
  5. Обеспечение круглосуточного проезда во двор транспорта спецслужб (пожарной и скорой помощи, полиции и др.) консьержем/охраной либо аутсорсинговой компанией посредством видеонаблюдения, системы технологической связи и диспетчеризации функций заграждающих устройств.

5 В следующей статье поговорим о…

Вид с камеры

Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки «чужих» машин

видах заграждающих устройств (критерии выбора под Ваш случай), особенностях их применения; технических характеристиках, на которые нужно обращать внимание, помимо ценника 🙂 ); перечислим наиболее известных производителей в разных ценовых сегментах. И конечно обсудим всё это в комментариях на сайте и в группах блога в социальных сетях!


На сегодня эта вся информация, которой я хотел с вами поделиться, спасибо за уделенное время!


В статье использованы результаты моделирования в Axis Camera Extension for SketchUp® 3D. Хочу поблагодарить Marek Pavlica (Regional Communications Specialist Russia, CIS & Eastern Europe, Axis Communications) и Denis Lyapin Technical, Trainer — Axis Communications за всестороннюю помощь и поддержку.


Подписывайтесь на выпуски моего подкаста на Podster.fm.

Вступайте в группу блога во Вконтакте! Помимо новостей блога в группе публикуются мои повседневные наблюдения и заметки околослаботочной тематики 🙂 .


Жду ваших вопросов, комментариев и предложений.   Жмите кнопки социальных сетей, подписывайтесь на email рассылку, добавляйте блог в свою RSS-ленту, вступайте в группы блога в социальных сетях!


Все материалы данного блога принадлежат его автору. Использование без ссылки на данный блог с указанием авторства не допускается!


Похожие статьи

  1. Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки. Часть 1. Постановка задачи

  2. Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки. Часть 2. Заграждающие устройства

  3. Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки. Часть 3. Видеонаблюдение

  4. Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки. Часть 4. Диспетчеризация


Чтобы получать сообщения о свежих статьях введите email:

А так же подписывайтесь на блог в соц. сетях

Вконтакте, Facebook, LinkedIn и

5 коментариев к публикации “Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки

  1. При нынешнем уровне криминала многие заодно, и даже как основную, решают задачу ограничения доступа посторонних лиц во двор, устанавливая приводные ворота и калитки с домофонами. Для такой постановки задачи правовые основы и перечень бумаг те же, или нужно что-то ещё?

    1. Да, тип заграждающего устройства не оговаривается. Вопрос только в том согласуют или нет данное решение. Аргумент против есть — в крайнем случае машины спец. служб (скорая, пожарная и т.п.) просто снесут стрелу шлагбаума и проедут. Приводные ворота — препятствие более серьёзное 😉

    2. Господа, а подскажите на каком основании Вы причисляете шлагбаум к техническим средствам регулирования? Пункт технического норматива напишите пожалуйста.
      И с чего Вы взяли что во дворах не может быть дорог???

  2. Немного не понятно.
    Допустим жильцы дома хотят установить шлагбаум, который будет регулировать въезд на территорию двух домов. Что подписи согласия на установку шлагбаума необходимы от каждого дома — это понятно, но возникает вопрос с собственниками нежилых помещений (их около 10) и только во 2-ом доме (который более углублен во дворы). Что если кто-то из собственников нежилых помещений против установки?

    1. Артур, я не юрист, а проектировщик. Но логически я не вижу разницы между собственником физическим и юридическим лицом. Если общее собрание собственников помещений проголосует за (50% + 1 голос), то остальные должны будут подчиниться общему решению. Но могут попытаться оспорить в судебном порядке.

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *