Я монтажник - я так вижу

Общаясь с монтажниками и инженерами по системам видеонаблюдения, а также со многими конечными заказчиками периодически сталкиваюсь с этим вопросом: а зачем проект? И он совсем не праздный — сейчас не самое простое время в экономике РФ и просто так расставаться со своими деньгами не готов никто. Чтобы заплатить у заказчика должна быть потребность, а у исполнителя — ценность, существенно превышающая стоимость. Тогда сделка будет честной и желанной. Но в представлении очень многих людей проект — это куча бумажек, да к тому же «нарисованная» людьми, далекими от реальной практики монтажа и наладки систем. А значит сделка не является честной и взаимовыгодной, а проект оформляется только в случае, когда он нужен для какой-либо процедуры — например для прохождения экспертизы.

В данной статье я хочу рассказать вам о том для чего нужен проект по видеонаблюдению на самом деле. Без фантазий и пафоса, зато со ссылками на конкретные кейсы и обоснованием своей позиции нормами законодательства.


Содержание:

Проектирование и оформление документации — не одно и тоже
Выход на объект: что требовать с подрядчика?
Ход строительства: как контролировать объем и качество производимых подрядчиком работ?
Сдача системы в эксплуатацию: что должно остаться на объекте из документов после перерезания ленточки?
Требования законодательства: когда без проекта не обойтись?


Кому адресован этот блог и почему моему мнению можно доверять.

Мои контакты — пишите по любым интересующим вопросам, в том числе предложения о сотрудничестве.


Проектирование и оформление документации — не одно и тоже

Говоря о проекте чаще всего подразумевают оформление принятых на первоначальном этапе общения с заказчиком решений в виде неких текстовых и графических документов, оформленных в соответствии с требованиями СПДС. Исходными данными для проектировщика как правило выступает коммерческое предложение (КП), техническое задание (ТЗ) или просто планировка объекта, с отмеченными местами установки камер и центрального оборудования.

Это типичный подход. В нем смешались различные понятия:

  • выявление потребностей клиента
  • составление задания на проектирование
  • проектирование в значении подбора оборудования и планирования монтажных и наладочных работ, а также планирование дальнейшего технического обслуживания
  • составление коммерческого предложения
  • оформление проектной или рабочей документации

Именно приведенная последовательность этапов работы над будущей системой видеонаблюдения  логична и позволяет действительно решить проблему заказчика.  И оформление документации в списке наших дел — на последнем месте. Я бы даже сказал — это совершенно опциональная вещь, которая тем не менее нужна, и нужна в большей степени заказчику, а не исполнителю.

Этап проектирования системы есть всегда, даже когда он заключается в выборе того, что будет включено в КП для заказчика

Этап проектирования не связан с этапом оформления документации

Если вы будете четко разделять эти два понятия — то многие вещи встанут на свои места. В том или ином виде, но проектированием занимаются все. С разной степенью «погружения» в детали, но тем не менее. Но далеко не всегда проектные решения фиксируют в виде документации и согласовывают с заказчиком.

Коммерческое предложение, которым как правило заканчивается этап проектирования большинства систем видеонаблюдения, предполагает согласование с заказчиком только бюджета на закупку оборудования и материалов + иногда стоимость работ. Но не содержит сведений о сути выполняемых работ, критериев оценки качества принятых решений и методики приемки работ заказчиком

Это первая проблема отсутствия проекта: заказчик и исполнитель на первоначальном этапе не договорились «на берегу» или как минимум не закрепили договоренности юридически значимым документом, что может привести к конфликту при сдаче системы в эксплуатацию.

Что почитать?

  • Руководство по составлению эксплуатационных требований к системам видеонаблюдения (Департамент научных разработок МВД Великобритании)
  • Основные требования к системам видеонаблюдения CCTV Code of Practice (Управлением комиссара по информации (ICO, Information Commissioner Office)
  • ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования

Выход на объект: что требовать с подрядчика?

Для того, чтобы решить задачу согласования основных технических решений по будущей системе с заказчиком, способы проведения монтажных и наладочных работ, этапы, сроки, календарный график строительства, а также сформировать требования к исполнителю — нужно требовать от подрядчика пакет разрешительных документов для допуска на объект перед началом строительства.

Тем самым ещё до начала работ помимо бюджета будут понятны этапы работ, сроки каждого этапа, выделены ключевые показатели качества производимых работ с возможностью проектного финансирования (т.н. «процентовки» — процент от выполненного объема работ), что актуально для крупных объектов.

Это позволяет существенно увеличить эффективность управления строительством крупных объектов и систем, а также на начальном этапе более эффективно выбирать подрядчика или даже несколько подрядчиков, что было бы невозможно сделать имея лишь коммерческое предложение с общим бюджетом.

Как правило в состав разрешительной документации входит:

  • рабочая документация (план размещения оборудования и прокладки кабелей, структурная схема, кабельный журнал, спецификация оборудования и материалом, сметная документация и др.)
  • проект производства работ (графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; технологические карты;  листы согласования проекта; листы ознакомления с проектом ответственных лиц)
  • программа пуско-наладочных работ
  • допуски, лицензии, СРО подрядчика

Для самого подрядчика разрешительная документация позволяет спланировать ход производства работ, график закупки и поставки оборудования и материалов, потребности в человеческих ресурсах. На данном этапе также планируются мероприятия по соблюдению техники безопасности при производстве работ, фиксируются ответственные лица и подтверждается (под подпись) ознакомление с правилами охраны труда, и методами производства работ.

Это вторая проблема отсутствия проекта: без проекта не понятно что и в какие сроки должно происходить на объекте, кто из сотрудников подрядчика за что отвечает, какие требования предъявлять к компании-подрядчику и ее сотрудникам.

Что почитать?

  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
  • ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»

Ход строительства: как контролировать объем и качество производимых подрядчиком работ?

Чем крупнее объект / система — тем больше возможностей у подрядчика манипулировать двумя основными параметрами, влияющими на смету: объемом работ (доп. сметы — т.н. «допники»), качеством применяемых материалов (например применение именно огнестойкого кабеля для прокладки в местах массового пребывания людей с низким дымо- и газовыделением нг-LSFR или не содержащими галогенов нг-HFFR) и производимых работ (например т.н. «скрытых» работ).

Для надзора за ходом строительства используют авторский надзор организации осуществлявшей проектирование (если такая имелась) и / или технический надзор (технадзор) со стороны генерального подрядчика либо службы эксплуатации заказчика.

Единственно эффективный способ осуществлять такой контроль — использовать документацию. На основании выполненной на предыдущем этапе рабочей документации создается целый ворох документов под общим названием исполнительная производственная документация.

Исполнительная производственная документация может включать в себя следующие документы:

  1. Входной контроль
    • акт обследования здания
    • акт готовности зданий и сооружений к производству монтажных работ
    • акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж(по форме Госкомстата РФ)
    • акты проведения входного контроля оборудования, журнал входного контроля качества
  2. Акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ – скрытые работы – оформляются актами освидетельствования скрытых работ:
    • акты на скрытые работы по прокладке кабельных линий (по стенам, лоткам)
    • акты на скрытые работы по строительству кабельной канализации — при необходимости
    • протокол прогрева кабеля на барабанах – составляется в случае монтажа кабельных трасс в условиях низких температур с прогревом кабеля на барабанах
    • общий журнал работ
  3. Документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов и оборудования:
    • сертификаты и паспорта качества на применяемые материалы
    • санитарно-эпидемиологические заключения
    • сертификаты пожарной безопасности
    • акты испытания и опробования технических средств (оборудования)
  4. Иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений:
    • ведомость смонтированного периферийного и центрального оборудования
    • акт об окончании пусконаладочных работ
    • акт проведения комплексных испытаний
    • акт приемки технических средств в эксплуатацию
    • акт о выявленных дефектах (при необходимости)

Это третья проблема отсутствия проекта: без проекта не возможно контролировать процесс строительства, объем и качество производимых работ и применяемых материалов и оборудования.

Помимо исполнительной производственной документации — необходимо поддерживать в актуальном виде чертежи рабочей документации, своевременно внося в них изменения согласно п.7 ГОСТ 21.1101-2013 либо добавлять информацию о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам.  Данные чертежи будут являться исполнительной проектной документацией, которые пригодятся нам на следующем этапе.

Что почитать?

  • РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»
  • Пособие к РД 78.145-93

Сдача системы в эксплуатацию: что должно остаться на объекте из документов после перерезания ленточки?

Стоимость владения системой не равнозначна стоимости первоначальных затрат на закупку оборудования и материалов, а также монтаж и пусконаладочные работы. Существуют ещё постоянные затраты на эксплуатацию, плановый и внеплановый ремонт, техническое обслуживание. А ещё рано или поздно систему придется модернизировать.

Я много раз сталкивался с одной и той же проблемой на реальных объектах: при отсутствии документации инженер, приезжая на такой объект, автоматически превращается в Шерлока Холмса, проводящего увлекательное расследование как же все на самом деле устроено и где же находится то самое оборудование и та самая кабельная трасса. Можно провести множество увлекательных часов, разгадывая этот ребус, вместо того, чтобы скучнейшим образом проводить то самое ТО, плановый или аварийный ремонт.

Не менее увлекательно пытаться модернизировать такой объект. Очень часто проще плюнуть и сделать все заново, чем пытаться разобраться в том, что было наверчено первым подрядчиком, службой эксплуатации, подрядчиком осуществлявшим плановое ТО и т.п.

Какая же нужна документация? Как правило к сдаче системы в эксплуатацию готовят приемо-сдаточную документацию (ПСД), которая в последствии хранится на объекте и используется для ответа на вопросы: где и что, откуда и куда, зачем нужна вот это штука и куда бы подцепить ещё парочку камер?

Приемо-сдаточная документация, как матрешка, состоит из:

  1. Разрешительной документации, включая:
    • Рабочую документацию (для нас актуальны рабочие чертежи)
    • Проект производства работ (ППР — уже мало актуальный документ при сдаче)
    • Программа пусконаладочных работ (ПНР)
    • Лицензии, СРО, допуски
  2. Исполнительной производственной документации (интересны прежде всего акты скрытых работ)
  3. Исполнительной проектной документации (собственно это не отдельный вид документации, а те самые рабочие чертежи, в которые внесены все фактические изменения)

Из всего вороха документов при последующей эксплуатации и при подготовке к модернизации нас прежде всего будут интересовать рабочие чертежи исполнительной проектной документации и акты на скрытые работы, а также программа пусконаладочных работ (ПНР).

Это четвертая проблема отсутствия проекта: без проекта сложно обслуживать систему, а также планировать её дальнейшую модернизацию. 

Что почитать?

  • РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»
  • Пособие к РД 78.145-93
  • ГОСТ Р 53245-2008 Информационные технологии. Системы кабельные структурированные. Монтаж основных узлов системы. Методы испытания

Требования законодательства: когда без проекта не обойтись?

Существует ряд случаев, когда проект (даже по видеонаблюдению) является не опциональным, а обязательным.  Перечислим основные:

  • Требуется получить разрешение на новое строительство (видеонаблюдение в составе Раздела 5 подраздел Сети связи согласнов 87 Постановления Правительства)
  • Объект относится к особо опасным, технически сложным или уникальным (перечень признаков указан в Градостроительном кодексе РФ)
  • При финансировании используются бюджетные средства
  • Для ряда объектов требования к системам видеонаблюдения прописаны в виде Постановления Правительства (РФ либо регионального): ПП РФ от 19.10.2017 №1273, от 25.03.2015 №272, от 20.05.2015 №485, от 14.04.2017 №447. Это требования к антитеррористической безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Для данных объектов требуется составлять и согласовывать свою документацию — Паспорт безопасности объекта.

Таким образом по антитеррористической безопасности оборудовать объекты системами видеонаблюдения обязали следующих собственников:

  • Застройщиков жилых комплексов с подключением системы к АПК БГ или Безопасному региону
  • Застройщиков дошкольных и школьных учреждений
  • ТРЦ и др. мест массового пребывания людей
  • Объектов спорта, предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу и Кубка конфедерации

Основная задача в этом случае — получить разрешение на строительство либо эксплуатацию объекта. Как правило для этого проводится экспертиза проектной документации.

Это пятая проблема отсутствия проекта: без проекта не возможно создать систему видеонаблюдения на объектах нового строительства, для объектов транспортной инфраструктуры (метро, вокзалы, аэропорты и т.п.), объектов с массовым пребыванием людей (ТРЦ, стадионы, мед. и образовательные учреждения и т.п.). 

Что почитать?

  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
  • Приказ от 30 декабря 2009 г. N 624 Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.»
  • Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 N 485 (ред. от 04.11.2017) «Об утверждении требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года»
  • Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»

Чек-лист «Что не забыть при обследовании объекта для проектирования СВН» от коллег из УЦ ТАКИР и видео вебинара на данную тему:



Друзья, если материал был для вас полезным — прошу помочь с его распространением нажав кнопочку той социальной сети, в которой вы обычно общаетесь с коллегами.

10 коментариев к публикации “Нужен ли проект по видеонаблюдению?

  1. Отлично написано. Интересно читать — не везде найдёшь полный и обоснованный список документации.
    Однако автор мыслит большими проектами, где всё так и должно быть. Подавляющее большинство малых (до 32 камер), проектов не имеет — хотя даже банальный листик с план-схемой не помешал бы. Скажу больше объекты до 100 камер, зачастую не имеют документации, или она была, но фирма закрылась, не отвечает, а свою потеряли. На больших объектах старше 3-х лет документация устаревает, а иногда там «тааакая» каша…
    Как говорится хочется высококлассной работы, но чаще просто на джамшутинг попадаешь.

    1. Леонид, спасибо за комментарий, все так и есть. Но я не то чтобы мыслю большими проектами, я скорее пытаюсь структурировать информацию. С тем, что на малых объектах нужен хотя бы листочек — аля записки на манжетах — прям в точку! Понятно что на все нужна целесообразность. Но то, что творится сейчас — это тоже не нормально.

  2. Евгений, отличная статья! Спасибо за такую структуризацию информации.

      1. Ого, Денис теперь технадзор. Буду знать. Спасибо вам обоим за статьи. Жаль, что спектр рассмотрения касается только видео и общестроительных, инженерных норм. Скорее всего, немой глухого подтолкнёт к тому, чтобы паспорт на все территории был таким же обязательным, как и план пиб.

        1. Спасибо, Андрей, приятно что кому то эти статьи полезны)

          А что такое план пиб?

          И какие вопросы ещё интересны? Видео для меня просто самая интересная тема, в которой я более-менее ориентируюсь. С той же пожаркой все что касается норм очень запутано, хотя как раз по нормам я бы мог что то обзорное сделать. Может быть когда руки дойдут до изучения nanoCAD ОПС — заодно пройдусь и по нормам)

  3. Какой закон обязывает делать проект (даже по видеонаблюдению) при финансировании из бюджетных средств? Написана общая фраза без конкретной ссылки на закон. Пытался разобраться самостоятельно, четкого ответа пока не нашел. Может кто-то точно знает ответ коллеги?

    1. Да, не вполне корректно сформулировал. Две основные ссылки:

      Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 26.10.2020) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

      27. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
      <...>
      б) проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проверка сметной стоимости). При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия
      проектной документации.
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)
      (п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

      ГрК РФ Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

      2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
      (в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

      Т.е. проверка сметной стоимости — если в договоре указано либо если смета превышает 10 млн. Очевидно, что по слаботочным системам смету сделать без проекта — маловероятно, да и эксперт затребует проект для проверки обоснованности сметы.

      Если бюджетное финансирование менее 10 млн. руб — то получается проект не обязателен. Сам заблуждался на этот счет.

Добавить комментарий для WV-Blog Озеров Евгений Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *