«Безопасный город» — миф или реальность? Часть 1. О концепции и не только…

Уважаемые читатели Low-voltage Blog! Пока готовится продолжение первой статьи серии «Как создать систему видеонаблюдения», решил написать о своем видении проблемы видеонаблюдения на уровне города. 


Содержание

1. Картина «Безопасного города» на федеральном уровне сейчас.
2. «Безопасный город» в Москве.


Первые упоминания термина «безопасный город» стали появляться в России примерно в 2005-2008 годах. Тогда речь шла о локальных системах видеонаблюдения на уровне районов города Москвы. Заказчиками выступали, в основном, коммунальные службы. Примерно тогда же были первые попытки лоббировать идею создания городских систем видеонаблюдения на федеральном уровне. Сейчас очень сложно выяснить статус тех первых систем, но процесс был запущен. Регионы стали тоже подтягиваться. И вот тема «безопасных городов» стала мелькать в прессе. А мэры городов бодро рапортовать о внедрении систем в своих регионах. Скандал случился в 2010 г. На махинациях был пойман один из подрядчиков проекта «безопасного города» — компания «Строймонтажсервис». Подрядчик вешал муляжи камер и подделывал картинку в ситуационном центре.

На таком фоне отношение участников рынка технической безопасности к данному начинанию властей было, как правило, резко негативное. Характерна статья упомянутой мною в одной из заметок отраслевой газете Security News. В ней описана довольно безрадостная картина создания общегородской системы видеонаблюдения в г. Москва. Инициатива шла не от заинтересованных в системе ведомств и городских служб, а от самих подрядчиков. Результат очевиден — система, которая не нужна заказчику, правильно работать не будет. Поэтому меня лично факт обмана операторов видеонаблюдения «статичной» картинкой не удивил. Чего ещё ждать, если задачи не поставлены, а цель системы столь расплывчата и обща, что её по-факту просто нет.

Картина «Безопасного города» на федеральном уровне сейчас.

На момент 2015 г. распоряжением правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»). Судя по этому документу, официально ни о каком создании «Безопасных городов» по всей России нет и речи. Мы в процессе. Сейчас вовсю идёт второй этап (апрель 2015 г. — декабрь 2015 г.), цитирую из документа:

  • подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;
  • утверждение очередности построения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации;
  • реализация опытных участков систем комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах; определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации;
  • формирование системы ключевых показателей эффективности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отвечающих за построение и развитие комплекса «Безопасный город» на своих уровнях и т.д. и т.п.

И ведь не скажешь, что работа не кипит :). Так в МЧС создан документ «Методические рекомендации АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация». И даже «Временные единые требования к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город»». Но беда этих документов, что они созданы (моё мнение) для галочки, лишь бы отчитаться о проделанной работе. По принципу — за все хорошее против всего плохого. Язык этих бумаг просто ужасен. Что именно скрывается за расплывчатыми формулировками знают, в лучшем случае, только сами авторы. Концепция предполагают создание такого всеохватывающего монстра, что мне совершенно не понятно кто и какими средствами сможет реализовать заложенные требования. В целях концепции значатся даже «контроль миграционных движений», «экологической безопасности» и даже… «улучшение имиджа органов исполнительной власти». К сожалению если нет чётких задач — результата так же не будет. И этот принцип работает для всех — не важно федеральная программа или техническое задание частного заказчика.

«Безопасный город» в Москве.

«Безопасный город» в Москве правильнее назвать «Информационным городом» ;). Дело в том, что Постановление Правительства Москвы от 08.07.2014 N 379-ПП определило перераспределить средства между двумя государственными программами г.Москвы — «Безопасным городом» и «Информационным городом» в пользу последнего. И мне лично это решение столичного правительства внушает осторожный оптимизм. Дело в том, что в Департамент информационных технологий (ДИТ) города Москвы пришли достаточно молодые амбициозные люди. И изменения заметны даже на уровне менталитета — так ДИТ завел блог на пожалуй самом известном IT-ресурсе СНГ — хабрахабре. И не только завёл — но и активно ведет его до сих пор, удивляя специалистов невиданной открытостью для гос. структуры.

Неудивительно, что ситуация в Москве с реализацией городского видеонаблюдения за последнее время существенно улучшилась. Просто за неё взялись более квалифицированные в IT-сфере люди. Ведь видеонаблюдение на данном этапе стало де-факто одной из IT-систем.

ДИТ открыл доступ к информации о установленных видеокамерах в Москве. Кроме того, в Москве открыт круглосуточный общегородской контакт-центр, где по номеру 8 (495) 587 00 02 можно оставить заявку на сохранение видеоархива, если вам потребовалась запись с городской видеокамеры. Правда сильно тянуть с подачей заявки не стоит — стандартное время хранения записи — 5 дней. После получения вам будет указан её номер, который можно сообщить полицейским. Они должны будут приобщить видеозапись к материалам дела (расследования). Такие записи могут служить доказательством в суде.

Динамику развития АПК «Безопасный город» в Москве на момент 2015 г. я оцениваю как положительную. Во-первых, идёт процесс интеграции уже существующих ведомственных систем видеонаблюдения в общегородскую сеть. Во-вторых, рассматривается возможность интеграции частных систем — банков, ритейла. Постепенный подход к созданию «Безопасного города», на мой взгляд, существенно лучше одномоментного развёртывания всей системы. В-третьих, создается инфраструктура хранения данных и доступа к «живым» и «архивным» записям. Пока она доступна только службам города и федеральным органам власти. Но рассматривается вариант предоставления ограниченного доступа и обычным гражданам. Так в тестовом режиме действует «Портал городского видеонаблюдения» и на постоянной основе сервис «Окно в город». В-четвёртых, идёт переход на «сервисную модель» владения и обслуживания оборудования видеонаблюдения. Такой подход предполагает закупку городом у операторов услуг потоков данных с видеокамер, а не периферийного оборудования. Снимая этим с себя всю логистику обслуживания и ремонта столь крупной системы.  Подробней об этом — в следующих заметках.

На сегодня эта вся информация, которой я хотел с вами поделиться, спасибо за уделенное время!

В следующий раз я подробней расскажу о технической стороне «Безопасного города», проблемах реализации подобного рода проектов и возможных путях решения.


Уважаемые читатели блога, если Вы заметили в статье неточность, сложность в изложении материала либо некорректность используемых терминов — прошу написать в комментариях либо в личном сообщении, все замечания будут обязательно учтены и по-возможности исправлены все недочёты.


Жду ваших вопросов, комментариев и предложений.

Жмите кнопки социальных сетей, подписывайтесь на email рассылку, добавляйте блог в свою RSS-ленту, вступайте в группы блога в социальных сетях!


Похожие статьи

  1. «Безопасный город» — миф или реальность? Часть 2. В чём сложность реализации?
  2. «Безопасный город» — миф или реальность? Часть 3. Настоящее и будущее.
  3. На чём реализован АПК «Безопасный Город» в Москве и Петербурге?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.